Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Четверг, 18.04.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОШ №5 города Балашова Саратовской области

Версия сайта для слабовидящих со звуковым сопровождением
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728


15:28
"Устный русский": известные ораторы дают советы российским выпускникам

"Устный русский": известные ораторы дают советы российским выпускникам13 февраля в российских школах впервые пройдёт итоговое собеседование по русскому языку. Напомним, что это не устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а отдельная процедура ‒ допуск к ОГЭ. Более одного миллиона выпускников 9-ых классов должны будут выполнить четыре задания: чтение вслух, пересказ, монологическое высказывание и участие в диалоге с экзаменатором-собеседником. Результатом итогового собеседования может быть "зачёт" или "незачёт". Для того чтобы "незачётов" было как можно меньше, корреспондент РИА Новости побеседовал с известными ораторами, которые дали выпускникам свои рекомендации.

"Люди чаще всего болтают, а не говорят"

Апробационные исследования, в которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали неплохой результат: процедура воспринимается позитивно, но требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.

"Все ребята должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как раз и задаёт планку такого развития", ‒ так комментирует введение собеседования по русскому языку директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.

По мнению телеведущей Арины Шараповой, других вариантов нет: надо поднимать и усиливать русский язык. "Некоторые родители сердятся, дескать, зачем сдавать лишний экзамен. Он нужен исключительно для того, чтобы русский язык стал нормой жизни детей. В этом заложена нравственная позиция. Если вы понимаете, что хотите окончить школу в России и поступить в российский университет, вы просто обязаны владеть русским языком. Это выражение своего уважения к месту, где вы живёте", ‒ отмечает она. При этом добавляет: "надо любить язык, и он ответит взаимностью; русский язык ‒ счастливый язык".

Умение говорить, как полагает ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев, это умение мыслить вслух. "Редкое качество, потому что люди чаще всего болтают. Говорят одну мысль разными словами, повторяются. Это значит, что у них мысль не движется, не идет вперёд",‒ отмечает он.

Кроме того, по его мнению, в языке сохраняется ген культуры. "Русскими называют всех, кто говорит и думает по-русски. Это не национальная особенность, а принадлежность к культуре. Уметь грамотно говорить и ясно излагать мысль ‒ признак развитого человека", ‒ уверен ректор театрального вуза.

Позитивно оценивает введение в школах собеседования по русскому языку известный актёр, кандидат культурологии, педагог по актёрскому мастерству и сценической речи Сергей Аронин. "В своей преподавательской деятельности я как раз сталкиваюсь с тем, что люди не умеют говорить, многие ужасно читают. Достаточно часто мы наблюдаем угрюмую картину коммуникационной деградации. К нам приходят люди, которые родились в 21 веке, так называемые "миллениалы", иногда поражающие удивительным мышлением", ‒ отмечает он.

До экзамена: "мысленно посади в экзаменационную комиссию маму"

Первая рекомендация, которую разделяют все эксперты: школьники с первого класса должны максимально много изучать русский язык. "Я бы посоветовала слушать аудиокниги и постоянно повторять услышанное вслух. Это должен быть как синхронный перевод. Мощное упражнение, оно обязательно поможет выпускникам", ‒ делится советом Арина Шарапова.

Известный спортивный комментатор программы "Время" (освещала Олимпийские игры в Сеуле, Лиллехаммере, Барселоне, Атланте) Дарья Червоненко говорит, что при подготовке к устному экзамену нужно читать вслух каждый день хотя бы по 5 минут. "Читать можно все, что угодно: стихи, прозу, сообщения по электронной почте, переписку в WhatsApp, задания по математике. Всё, что нужно прочесть в данную минуту, можно читать вслух. Если нет слушателей, можно читать домашнему питомцу или цветку. Цветок вас выслушает. Чтение вслух учит человека слышать себя, слышать со всеми интонациями", ‒ говорит она.

Основатель Национальной академии этикета и протокола Надежда Серякова советует выпускникам провести психологическую работу над собой.

"Нужно понять, чего боится сам человек. Бывает, что кто-то не знает тему или тушуется, когда много людей... Мы все и всегда чего-то боялись в школе. Нужно просто честно себя спросить о своих страхах, посмотреть правде в глаза и поработать с этими сигналами. А ещё можно представить себе, что в комиссии сидят твои самые любимые люди – мама, сестра, брат, друзья… Их нужно мысленно рассадить и подготовиться к тому, что комиссия тебя любит. Когда мы готовимся к встрече с любимыми людьми, у нас возникает продуктивный и позитивный настрой", ‒ делится психологическими приёмами автор тренинговых методик.

Кроме того, Надежда Серякова рекомендует заранее продумать безупречный внешний вид. "Нельзя одеваться вычурно – тем самым мы привлекаем внимание к своей одежде, отвлекая от того, что и как мы говорим. Зачем нам нужны лишние эмоции членов комиссии? Чем более закрыта одежда, тем лучше: закрытость ‒ признак власти. Пусть рубашка и пиджак будут застёгнуты на все пуговицы", ‒ советует эксперт.

За пять минут до собеседования, по её словам, нужно подойти к стене, встать прямо, прижать лопатки и идти в аудиторию с прямой спиной. Когда мы видим человека с прямой спиной, у нас создаётся ощущение, что он уверен в себе, он всё знает. Прямая спина даёт дополнительный балл на собеседовании, уверена она.

Во время собеседования: "не надо бояться прибавить громкости"

Педагог по актёрскому мастерству и сценической речи Сергей Аронин говорит, что в любой беседе выгодно использовать формат "вопрос-ответ": самому себе задавать вопросы и давать на них ответы. Таким образом, появляется динамика и некий конфликт, а не просто рассказ "в никуда". В самом начале можно отвлечься на какую-нибудь ерунду, например, по пути к педагогу задать отвлечённый вопрос. Главное ‒ начать коммуникацию до официального начала, и тогда всё волнение уйдет на первую неофициальную часть.

"Нет ничего плохого в том, чтобы пытаться говорить поставленным голосом, внятно, пусть даже немножко старомодно. Это вселяет дополнительную уверенность. Со стороны это всегда выглядит положительным качеством. Громкая и внятная речь на собеседовании добавит ощущение праздника. Экзамен – это праздник, пусть всем будет радостно. Если человек говорит громко, на него уже интересно смотреть. Или наоборот, можно выбрать формат доверительной беседы, когда ты как будто делишься чем-то сокровенным. Это такой исповедальный тон… Когда мы общаемся, мы боимся прибавить громкости, но при этом не говорим с собеседником как с задушевным другом – в итоге получается что-то среднее и непонятное. С педагогом уж лучше либо секретничать, либо громко выступать перед ним", ‒ рекомендует актёр.

Кстати, по его мнению, общая проблема заключается в том, что мы "перестаём дышать в речи". У всех телефоны, все постоянно говорят себе под нос. От этого возникает челюстной зажим. Многие артисты избавляются от зажимов следующим образом: едут в метро и громко на весь вагон объявляют станции.

"Важно добиться того, чтобы вас слушали. Если вас не слушают, вам заранее говорят "нет". Здесь работает зеркальный метод: если вы внимательны к собеседнику, то и к вам он внимателен; если вы безразличны, то и к вам будут безразличны. Лицо должно быть участливое и приветливое ‒ не маска, а искренняя приветливость", ‒ добавляет Надежда Серякова. Пересказывая текст, рекомендуется говорить короткими и яркими фразами. Не надо никаких витиеватых предложений с деепричастными оборотами ‒ они трудно проговариваются и воспринимаются на слух.

Как говорит в заключение Дарья Червоненко, подобных собеседований в жизни сегодняшних выпускников будет еще очень много. Как говорил Аристотель, "риторика – искусство убеждать". Задача каждого девятиклассника ‒ убедить экзаменаторов, что он ‒ личность, пусть пока не очень взрослая, но личность с большим интересом к жизни.

 

По материалам официального сайта МО СО http://minobr.saratov.gov.ru/news/20937/

Просмотров: 278 | Добавил: Ekaterina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Полезные ресурсы

Контактные сведения Телефон: (84545) 4-15-12 Почтовый адрес: 412024, г. Балашов,ул.Пугачёвская 287
Бесплатный хостинг uCoz